Корзина
158 отзывов
Сертифицированная компания Prom.ua
+38067-378-18-07
+38095-422-89-25
+38093-892-81-19
+38095-617-17-30
Интернет - магазин автозапчастей avtozapchast75.com.ua
Корзина

Карбюраторы Ваз

Карбюраторы ВАЗ

 

Карбюраторы ВАЗ — тема, сохраняющая свою актуальность в среде автомобилистов по сей день. Несмотря на то, что впрысковые системы питания двигателей внутреннего сгорания давно, прочно и по праву завоевали своё место в современном автомобиле, по дорогам до сих пор колесит предостаточное количество автомобилей с карбюраторными двигателями, и делать это они будут, по всей видимости, ещё очень долго. При этом значительная их часть —  ВАЗы.

Поскольку карбюратор является одним из узлов, отвечающих за динамику и, главное, экономичность автомобиля, он является объектом пристального внимания автовладельцев, а зачастую и источником их головной боли. Этот важный узел является одним из основных предметов обсуждений, споров и различного рода рекомендаций. Он же становится точкой приложения творческого потенциала со стороны спортивных автомехаников, поклонников тюнинга и просто любителей покопаться в железках. А возможность приложить руку к конкретно взятому серийно изготовленному карбюратору на предмет его настройки под конкретно взятый серийно же изготовленный двигатель существует всегда.

Прост или сложен карбюратор? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, ибо любая оценка относительна, а её критерии определяются исходя из множества технических и эксплуатационных факторов. С одной стороны карбюратор проще системы впрыска топлива с её цифровым блоком управления, форсунками, датчиками и т.д. Нормальная работа такой системы требует чёткого и слаженного взаимодействия всех её компонентов под управлением процессора, а её диагностика невозможна без соответствующего специализированного оборудования. В данном случае карбюратор выгодно отличается и простотой конструкции, и простотой обслуживания, и простотой ремонта. При этом работы по поддержанию и восстановлению работоспособности карбюратора не только менее сложны и трудоёмки, но и требуют меньших финансовых затрат, что немаловажно.

С другой стороны карбюратор сам по себе является узлом непростым. В нём объединены несколько систем различного функционального назначения, он состоит из множества деталей, он весьма чувствителен к нарушению плотности соединений там, где она должна быть, он не менее чувствителен к загрязнению топливопроводящих каналов и т.д. Таким образом штука получается довольно капризная, но не более чем другие компоненты автомобиля. Вовремя и со знанием дела проведённый комплекс несложных обслуживающих мероприятий карбюратора обеспечит его надёжную и беспроблемную работу. Тем более делать это можно собственными силами, если грамотно разбираться в данном вопросе и обладать некоторыми слесарными навыками. При этом совсем не обязательно становиться профессиональным карбюраторщиком. Кстати, те, кому приходилось обращаться к услугам вышеозначенного специалиста, наверняка обратили внимание, что карбюраторщики (те, которые ремесленники, коих большинство в мастерских и сервисах), как правило, не утруждают себя анализом неисправности и методическим её обнаружением. Они просто разбирают карбюратор, цинично полощут его в растворителе, продувают сжатым воздухом и вновь собирают, предварительно "на глаз" проверив положение поплавка. В большинстве случаев этого оказывается достаточно, так как часто виновницей нарушения работы карбюратора является крохотная соринка в каком-либо из жиклёров. Так что дела обстоят не так уж безнадёжно, как это может показаться на первый взгляд.

 

История карбюраторов ВАЗ

Карбюраторы ВАЗ как продукция отечественного автопрома появились в 1970 году, на тогда ещё советском пространстве, когда только что построенный Волжский автомобильный завод начал выдавать на рынок первые ВАЗ-2101. Несмотря на то, что прототип "Жигулей" морально устарел ещё до момента решения о его клонировании в Советском Союзе, это была настоящая революция в советском легковом автопроме. Кокетливая обрусевшая итальянка, имеющая преимущества по всем показателям, сразу показала, кто теперь "в доме хозян".

Техническая культура нового автомобиля отличалась разительно. Не отвлекаясь от темы — карбюраторы ВАЗ — следует отметить особенности советского "карбюраторостроения" того времени. Автомобильные карбюраторы не отличались выдающимися параметрами, имели технические и эксплуатационные характеристики ниже, чем у зарубежных аналогов, а их конструкция и стиль исполнения были в значительной степени унифицированы стандартами и принятыми гласными и негласными техническими традициями. По этой причине все карбюраторы транспортных бензиновых двигателей были похожими по конструкции и соответствовали некоему шаблону.

Совсем по-другому обстояло дело с карбюратором ВАЗ. Этот топливный аппарат являл собой представителя совершенно других технических традиций. Он был более функционален, надёжен, экономичен, безопасен и вообще более совершенен во всех отношениях. Даже внешне он выглядел солидно и изящно. Внешние конструктивные элементы его систем создали образ изделия современного (по тем временам) технического уровня. Завершало образ название подстать высокотехнологичному продукту — "Вебер". Не сухой бездушный индекс "К", принятый в СССР для обозначения карбюраторов, а почти одушевлённое имя собственное.

"Вебер" — это название фирмы-производителя, по лицензии которой на Димитроградском автоагрегатном заводе и был налажен серийный выпуск этих карбюраторов, а обрусевший топливный агрегат соответственно получил официальное название ДААЗ.

 

 

Устройство карбюратора "Солекс"

Устройство карбюратора "Солекс" выглядит следующим образом. Карбюраторы "Солекс" выпускаются в нескольких модификациях, отличающихся только параметрами (регулировками) нескольких дозирующих элементов (диаметрами диффузоров, жиклёров, эмульсионными трубками) и профилем рычага управления пусковой системы. Указанные параметры представлены в следующей таблице:

Параметры

Модификации карбюраторов,
модели автомобиля,
рабочий объём двигателя

ДААЗ-2108
ВАЗ-2108


1,3 л

ДААЗ-2183
ВАЗ-2108
ВАЗ-2109
АЗЛК-2141
1,5 л

ДААЗ-2181
ЗАЗ-1102


1,1 л

ДААЗ-21051-30
ВАЗ-2104
ВАЗ-2105

1,3 л

Камера:

Камера:

Камера:

Камера:

I

II

I

II

I

II

I

II

Диаметр диффузора, мм

21

23

21

23

21

23

23

23

Диаметр смесительной камеры, мм

32

32

32

32

32

32

32

32

Производительность главного топливного жиклёра

97,5

97,5

95

97,5

95

97,5

105

100

Производительность главного воздушного жиклёра

165

125

165

125

165

135

150

135

Производительность топливных жиклёров холостого хода и переходной системы вторичной камеры

39-
-45

50

39-
-45

50

39-
-45

50

39-
-45

50

Производительность воздушных жиклёров холостого хода и переходной системы вторичной камеры

170

120

170

120

170

120

140

120

Производительность топливных жиклёров эконостата (Iк) и экономайзера (IIк)

40

60

40

60

40

60

40

70

Диаметр распылителей ускорительного насоса, мм

0,35

0,40

0,35

0,40

0,35

0,40

0,35

0,40

Подача топлива ускорительным насосом, куб.см/10 ходов

14,5

14,5

14,5

14,5

14,5

14,5

14,5

14,5

Пусковые зазоры у кромки воздушной заслонки, мм

2,0

 

2,5

 

2,0

 

2,5

 

Пусковые зазоры у кромки дроссельной заслонки, мм

1,0

 

1,1

 

1,0

 

1,1

 

 

Все другие детали этих модификаций карбюраторов (кроме рычага привода дроссельных заслонок на ВАЗ-2104 и ВАЗ-2105) полностью взаимозаменяемы. Несмотря на различия в регулировках, при необходимости, каждая из модификаций карбюраторов может быть установлена на любой из указанных автомобилей без заметных отрицательных последствий. При этом необходимо обратить внимание на штуцер возврата топлива в бензобак модификаций карбюраторов переднеприводных автомобилей ВАЗ, устанавливаемых на автомобили АЗЛК, заднеприводные ВАЗ и ЗАЗ, не имеющие топливовозвратной магистрали. Этот штуцер должен быть надёжно заглушен резиновой маслобензостойкой трубкой с пробкой и хомутом. При обратной перестановке карбюраторов (от автомобилей АЗЛК, а также заднеприводных ВАЗ и ЗАЗ на переднеприводные ВАЗ) следует заглушить пробкой свободный конец топливовозвратной магистрали у двигателя.

Карбюраторы "Солекс", как и любые другие карбюраторы, представляют собой устройства для точного дозирования топлива в потоке воздуха, образования из топлива и воздуха горючей смеси и регулирования её подачи в цилиндры двигателя.

 

Общее устройство карбюратора "Солекс"

1 - камеры карбюратора; 2 - дроссельные заслонки; 3 - первичная камера;
4 - вторичная камера; 5 - диффузоры; 6 - поплавковая камера;
7 - крышка корпуса; 8 - корпус.

Карбюратор "Солекс" имеет два расположенных рядом вертикальных канала 1 для прохода воздуха, в нижней части каждого из которых установлена поворотная дроссельная заслонка 2. Каждый из этих каналов называют "камерой" карбюратора. Поскольку таких камер две, а привод дроссельных заслонок устроен так, что, по мере нажатия на педаль акселератора, сначала открывается одна, а затем другая заслонка, карбюраторы этого типа называют двухкамерными, с последовательным включением камер. Камера, в которой дроссельная заслонка открывается раньше другой, называется первичной 3, другая — вторичной 4.

В средней части каждого из главных воздушных каналов имеются конусообразные сужения — диффузоры 5, посредством которых создаётся разрежение, необходимое для подсасывания топлива из находящейся в корпусе карбюратора специальной ёмкости — поплавковой камеры 6.Необходимый для нормальной работы карбюратора уровень топлива в поплавковой камере поддерживается постоянным (точнее, почти постоянным, о чём речь ниже) при помощи механизма с поплавком и запорной иглой.

Карбюратор "Солекс" состоит из двух основных частей:
верхней — крышки 7 корпуса с фланцем, шпильками крепления воздушного фильтра и топливными штуцерами;
нижней — корпуса 8, в котором размещены диффузоры 5, поплавковая камера 6 и дроссельные заслонки 2с механизмом их привода.
Крышка крепится к корпусу пятью винтами через тонкую картонную прокладку.

 

Корпус карбюратора "Солекс" (вид сверху)

1 - отверстие подвода топливовоздушной эмульсии к каналам системы холостого хода; 2 - отверстие эмульсионного колодца главной дозирующей системы первичной камеры; 3 - отверстие корпуса распылителей ускорительного насоса со всасывающим клапаном; 4 - глухое неиспользуемое отверстие; 5 - канал подвода воздуха в систему холостого хода из диффузорного пространства первичной камеры; 6 - топливозаборное отверстие ускорительного насоса; 7 - левое (по ходу движения) отверстие соединительного канала секций поплавковой камеры; 8 - уплотнительное кольцо; 9 - топливозаборный канал системы холостого хода; 10 - отверстие подвода топливовоздушной эмульсии к каналам переходной системы вторичной камеры; 11 - отверстие эмульсионного колодца главной дозирующей системы вторичной камеры; 12 - правое (по ходу движения) отверстие соединительного канала секций поплавковой камеры; 13 - контактный датчик закрытого положения дроссельной заслонки; 14 - отверстие подвода разрежения к пусковому устройству; 15 - колодка электрического разъёма датчика закрытого положения дроссельной заслонки; 16 - выемка для подвода топливовоздушной эмульсии из крышки в каналы системы холостого хода корпуса карбюратора.

 

Крышка карбюратора "Солекс" (вид снизу)

1 - штуцер перепуска топлива; 2 - топливоподводящий штуцер; 3 - отверстие подвода топлива к топливному жиклёру системы холостого хода; 4 - воздушный жиклёр системы холостого хода; 5 - электромагнитный клапан топливного жиклёра системы холостого хода; 6 - отверстие подвода топливовоздушной эмульсии к каналам системы холостого хода в корпусе карбюратора; 7 - отверстие подвода воздуха к воздушным жиклёрам главных дозирующих систем; 8 - отверстие подвода разрежения к пусковому устройству; 9 - топливный жиклёр переходной системы вторичной камеры с топливозаборной трубкой; 10 - топливный жиклёр эконостата с топливозаборной трубкой; 11 – распылитель эконостата; 12 - отверстие подвода топливовоздушной эмульсии к каналам переходной системы вторичной камеры; 13 - пробка сетчатого фильтра; 14 - ось держателя поплавков; 15 - держатель с поплавками.

 

Карбюратор "Солекс" (вид сверху)

1 - распылитель эконостата; 2 - воздушный жиклёр переходной системы вторичной камеры; 3 - заглушки канала эконостата; 4,7 - балансировочные отверстия; 5 - отверстия подвода воздуха к главным воздушным жиклёрам; 6 - заглушки канала системы холостого хода.

 

Карбюратор "Солекс" (вид снизу)

1 - штуцер системы вентиляции картера; 2 - выемка у входного отверстия системы холостого хода; 3 - отверстие подвода разрежения к пусковому устройству; 4 - демпфирующее отверстие подвода разрежения к пусковому устройству; 5 - демпфирующее отверстие подвода разрежения к пневмоэкономайзеру; 6 - выемка вывода картерных газов в задроссельное пространство; 7 - дроссельная заслонка первичной камеры; 8 - дроссельная заслонка вторичной камеры.

 

Для обслуживания карбюратора Solex необходимы следующие инструменты и приспособления:

 — рожковый или накидной гаечный ключ на 13 мм для снятия карбюратора с двигателя, для отворачивания электромагнитного клапана и торцевой ключ на 13 мм для отворачивания пробки топливного фильтра;
 — шлицевая отвёртка с лезвием 7х0,8 мм для демонтажа крышки  корпуса, крышек ускорительного насоса и экономайзера, воздушных жиклёров ;
 — шлицевая отвёртка с лезвием 4 мм и длиной не менее 65 мм для отворачивания главных топливных жиклёров, а также для регулировки состава смеси на холостом ходу;
 — острозаточенная палочка диаметром 3,5...4 мм и длиной 80...100 мм для извлечения главных топливных жиклёров из эмульсионных колодцев;
 — рожковый ключ на 11 мм для отворачивания корпуса запорной иглы поплавкового_механизма;
 — рожковый ключ на 8 мм для отворачивания контргайки на регулировочном винте в крышке диафрагменного механизма пускового устройства и удержания от проворота зажима троса управления воздушной заслонкой;
 — торцевой ключ на 8 мм для отсоединения троса управления воздушной заслонкой;
 — рожковый ключ на 7 мм для начального проворота винта регулировки механизма приоткрытия дроссельной заслонки при пуске (в случае коррозии­_винта);
 — шлицевая отвёртка длиной 50...70 мм с лезвием шириной 4...5 мм для вращения регулировочных упорных винтов пусковой системы;
 — круглые калибры (или свёрла) диаметром 1,1 и 2,0 мм для регулировки величины приоткрытия дроссельной и воздушной заслонок при пуске;

— бронзовая или латунная оправка диаметром 3,5...3,9 мм и длиной 35...45 мм для удаления оси кронштейна поплавков;
 — лёгкий_молоток;
 — приспособление для ремонта игольчатого запорного клапана;
 — отрезок медной проволоки диаметром 0,8...0,9 мм и длиной 100 мм для прочистки главных топливных жиклёров;
 — отрезок медной проволоки диаметром 0,3 мм для прочистки топливного жиклёра холостого хода и жиклёра эконостата;
 — отрезок стальной проволоки диаметром 0,2...0,25 мм для прочистки распылителей_ускорительного_насоса;
 — резиновая груша с тонким носиком для контроля герметичности запорного клапана поплавкового механизма;
 — насос с резиновой трубкой диаметром 6 мм для продувки каналов карбюратора и очистки деталей от грязи и пыли;
 — вольтметр на 15 В постоянного тока для контроля работы системы ЭПХХ.

В числе основных практически целесообразных и необходимых работ по техническому обслуживанию и регулировке карбюратора следует отметить следующие:

 — наружная_мойка;
 — промывка_сетчатого_фильтра;
 — промывка_поплавковой_камеры;
 — очистка воздушных жиклёров и других деталей от отложений;
 — обслуживание_ускорительного_насоса;
 — регулировка_поплавкового_механизма;
 — регулировка_пускового_устройства;
 — регулировка системы холостого хода.

Указанные работы не требуют обязательного снятия карбюратора с двигателя.

 

http://karvaz.ru/

Предыдущие статьи