Корзина
158 отзывов
Сертифицированная компания Prom.ua
+38067-378-18-07
+38095-422-89-25
+38093-892-81-19
+38095-617-17-30
Интернет - магазин автозапчастей avtozapchast75.com.ua
Корзина

Амортизаторы подвески автомобиля

Амортизаторы подвески автомобиля

 

Амортизаторы выполняют функции гасящего устройства. Именно от них зависит, как быстро прекратятся колебания кузова после проезда неровностей, и как надёжно колеса будут держаться за дорогу. Поэтому характеристикам амортизаторов уделяют особое внимание  автопроизводители и тюнинговые мастерские, и обычные автолюбители, когда настаёт пора ремонтировать ходовую часть. Важно знать, чем отличаются амортизаторы друг от друга.

На первых автомобилях амортизаторов вообще не было. Их функции успешно выполняли рессоры – колебания кузова гасились за счёт трения стальных листов друг о друга. Но так продолжалось недолго. Скорости самоходных экипажей стремительно росли, и для обеспечения должной безопасности и комфорта инженерам пришлось разрабатывать отдельные демпферы. Поначалу они представляли собой пакет сжатых фрикционных дисков. При работе подвески они с усилием проворачивались относительно друг друга, тем самым поглощая энергию колебаний. Но подобные конструкции проявили себя не с лучшей стороны – такие амортизаторы быстро перегревались и изнашивались. Выход был найдет в начале 20-го века, когда в качестве рабочего тела стали использовать жидкость. Она препятствовала излишней раскачке кузова, перетекая из одной полости в другую через специальные калиброванные отверстия. Такой гидравлический амортизатор может иметь разнообразные формы, но наибольшую популярность благодаря небольшой массе, высокой надёжности, компактным размерам и хорошему охлаждению завоевали телескопические демпферы. Они используются на автомобилях и поныне.

 

Двухтрубные амортизаторы

Двухтрубный амортизатор представляет собой два цилиндра заключённые один в другой . Внутренний полностью заполнен маслом и в нём перемещается поршень, связанный штоком с кузовом или рычагом подвески. При этом внешняя полость играет роль компенсационного объёма, куда, сжимая воздух, уходит лишняя жидкость, которую вытесняет шток. Гашение колебаний в этом случае происходит за счёт трения масла при его проходе через расположенные на поршне и дне внутреннего цилиндра калиброванные отверстия и клапаны. Такая конструкция считается классической. Она эффективна, проста и надёжна, а за счёт  отработанной годами технологии изготовления ещё и достаточно дешёва.

Однако, последнее время двухтрубные амортизаторы встречаются всё реже. Главная причина – склонность таких демпферов к перегреву. Двойные стенки, словно термос, препятствуют отводу тепла, и при быстром движении по неровной дороге масло начинает буквально закипать, а амортизатор фактически перестаёт работать. Этому также способствует контакт рабочей жидкости с воздухом во внешнем цилиндре. При повышении температуры здесь образуется эмульсия, которая меняет характеристики масла не в лучшую сторону. Поэтому «двухтрубники» нельзя устанавливать под наклоном более 45 градусов, что нередко затрудняет их компоновку.

 

Однотрубные амортизаторы

 

Амортизаторы однотрубные состоят из одного цилиндра. Объём штока, входящего в амортизатор, компенсирует специальная камера, наполненная газом и отделённая от жидкости плавающим поршнем (реже – мембраной). Поэтому такие амортизаторы обычно называют газонаполненными или газовыми. За счёт одинарных стенок однотрубные демпферы хорошо охлаждаются и дольше сохраняют свою работоспособность. Именно поэтому их часто используют на спортивных машинах. Масло в «однотрубниках» находится под очень высоким (до 30 атмосфер) давлением и контактирует с воздухом, поэтому вероятность образования вредной эмульсии практически сведена к нулю. Устанавливать такой амортизатор можно в любом положении. Но есть у газонаполненных демпферов и недостатки. Главный из которых – более низкая, при прочих равных условиях, эффективность по сравнению с «двухтрубниками». Ведь перепускные отверстия и клапаны в этом случае расположены только на поршне, следовательно, их диаметр и количество ограничены его размерами. Также однотрубные амортизаторы боятся повреждений. Если, например, камень помнёт стенку цилиндра, то поршень может заклинить.

 

Комбинированные амортизаторы

 

Такие амортизаторы последнее время набирают популярность, поскольку представляют собой неплохой компромисс между демпферами предыдущих типов. Комбинированные модели сочетают в себе надёжность, доступность и высокую эффективность «двухтрубников» и повышенную работоспособность газонаполненных вариантов.

По конструкции комбинированные амортизаторы практически одинаковы с двухтрубными. Разница лишь в том, что вместо воздуха во внешнем цилиндре находится газ под небольшим (до 3 атмосфер) давлением, который предотвращает вспенивание рабочей жидкости.

 

Регулируемые амортизаторы

 

Они появились в середине прошлого века. Тогда водители дорогих автомобилей получили возможность менять настройки демпферов, выбирая нормальный, комфортный или спортивный режим. В наши дни это можно делать не только вручную. Теперь регулировку амортизаторов способна взять на себя электроника – она автоматически выберет оптимальные параметры в зависимости от скорости, качества дороги, крутизны поворотов и множества других условий.

Сегодня используют два типа регулируемых амортизаторов. Первый – когда изменение характеристик происходит с помощью электромагнитных перепускных клапанов. Открывая и закрывая их в определенной последовательности, электроника затрудняет или облегчает жидкости путь из одной полости в другую. Приверженцами такой схемы являются BMW, Volvo и Land Rover.

Второй вариант – использование в качестве рабочей жидкости специального магнетореологического масла. Под воздействием электромагнитного поля, которое создает магнит в районе перепускных отверстий поршня, частицы такого масла выстраиваются в определенном порядке, изменяя его вязкость, а соответственно, и характеристики амортизатора. Такие демпферы можно встретить, например, на машинах марки Audi.

 

Как проверить исправность амортизатора

 

1)      Визуальная диагностика.  Внимательно присмотритесь к внешнему виду амортизатора. Если на корпусе этого устройства заметны следы подтекания масла, то это свидетельствует о нарушении герметичности его камеры вследствие износа или повреждения уплотнительных элементов, к примеру, сальников. Следовательно, демпфирующие свойства такого устройства будут ниже нормы, либо вообще будут отсутствовать. Даже незначительная деформация корпуса амортизатора может привести к затруднению хода поршня или к его полной остановке по причине заклинивания. Элементы крепежа не должны быть сломанными или повреждёнными коррозией, а резиновые подушки и втулки в нижнем шарнире должны быть целостными, без видимых следов разрушения. Шток амортизатора должен сверкать идеально зеркальной поверхностью. Если это не так, следовательно,  ход поршня этого устройства напрочь отсутствует и амортизатор совсем не выполняет свои функции гашения колебаний подвески и кузова. Во многих случаях индикаторами технического состояния амортизаторов служат шины. Их чрезмерный износ может свидетельствовать о неисправности амортизационных устройств.

2)       Проверка снятого амортизатора.  Демонтированный амортизатор следует поставить вертикально и зафиксировав его нижний кронштейн ногами, руками несколько раз вытянуть, а затем опустить вниз его шток. У исправного амортизатора сила сопротивления перемещению штока вверх должна быть во много раз больше силы сопротивления перемещению штока вниз. Шток  должен опускаться  относительно легко, а подниматься вверх – со значительными усилиями. Если шток одинаково легко перемещается во всех направлениях, значит жидкости в цилиндре амортизатора совсем мало либо она там отсутствует напрочь.

3)      Проверка отбоя амортизаторов. Можно проверить состояние амортизаторов автомобиля раскачав переднюю, а потом заднюю его часть. Машина с неисправными амортизаторами совершит более одного такта раскачки, а в случае же заклинившей стойки амортизирующего устройства раскачать автомобиль не удастся вообще. Но такой способ проверки не всегда может правильно оценить состояние демпфирующих устройств. Это касается автомобилей с новыми типами подвесок.

4)      Оценка состояния амортизаторов по характеру движения автомобиля.  Если при торможении автомобиля, на поворотах, на мокрой и скользкой дороге или под воздействием сильного бокового ветра машина непрестанно раскачивается из стороны в сторону, а на движения рулём реагирует неохотно и с опозданием , вывод один – амортизаторы пора менять.

 

Последствия неисправности амортизаторов:

- нарушение управляемости автомобиля

- увеличение тормозного пути, вероятность «ухода» в сторону при среднем или экстремальном торможении

- снижение курсовой устойчивости автомобиля

- снижение грузоподъёмности

- ускорение износа и выхода из строя таких элементов подвески, как пружины, опоры стоек, подшипники ступиц, сайлент-блоки, шрусы и т.д. То есть вероятность выхода из строя подвески, ускоряется по времени

- ухудшение комфортности движения в салоне, когда все неровности дороги вы ощущаете на себе.

 

http://rus-auto.net/articles/a.115.html

Предыдущие статьи